Наука из первых рук, Последние новости, Scfh.ru

Mon, 17 Jun 2019 20:22:18 +0700
Жирная пища не иcпортит фигуру, если не «ломать» биологические часы

Донорская кровь требуется постоянно: и для экстренных оперативных вмешательств, и для плановых переливаний. Но переливать можно только совместимую кровь, и ученые работают над созданием универсальной донорской крови с помощью ферментов кишечных бактерий человека

Fri, 14 Jun 2019 19:08:14 +0700
Кишечная флора поможет создать универсальную донорскую кровь

В журнале Science Advances вышла статья о находке в Восточном Памире наиболее ранних достоверных и научно подтвержденных археологических свидетельств сжигания конопли в ритуальных целях, относящихся примерно к V в. до н.э. Но еще в середине прошлого века в «царских» Пазырыкских курганах (Горный Алтай), датируемых IV–III вв. до н.э., был обнаружен комплекс предметов, судя по которым пазырыкцы устраивали церемонию «вдыхания паров конопли» так, как это описал Геродот: «Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия». Исследователь Пазырыкских курганов С. И. Руденко считал, что воскурение конопли практиковалось в быту и мужчинами, и женщинами. Спустя полвека это удалось доказать исследователям из Института ядерной физики и Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)

Thu, 13 Jun 2019 21:01:40 +0700
Двадцать пять веков назад коноплю «курили» не только на Памире, но и в Горном Алтае

Результаты, которые получила группа ученых из США, Великобритании и Китая говорят, что при длительных нагрузках энергозатраты не могут превышать минимальный уровень обмена веществ больше чем в 2,5 раза, иначе организм начинает «поедать» сам себя

Tue, 11 Jun 2019 14:35:38 +0700
Марафонцы и беременные приближаются к пределу выносливости человека

В 2017 г. человечество съело почти 200 млн тонн арбузов. Но уже более 3 500 лет назад египтяне наслаждались сладкой красной мякотью предшественников современных арбузов. Благодаря исследованиям палеогенетиков удалось выяснить, когда и где впервые был «приручен» арбуз

Fri, 07 Jun 2019 14:55:01 +0700
Тайну происхождения арбуза открыла египетская мумия

Профессор Сванте Паабо, один из основателей палеогенетики: «Маленький секрет геномики состоит в том, что мы до сих пор почти ничего не знаем о способах перевода генома в особенности реального живого индивида. Если бы я секвенировал свой собственный геном и показал его генетику, он смог бы сказать, откуда приблизительно на планете я и мои предки происходим, сравнив мои генетические варианты с географическими моделями вариантов по всему земному шару. Однако он не смог бы сказать, являюсь ли я умным или глупым, высоким или низким, и вообще почти ничего обо мне, как о человеческом существе»

Thu, 06 Jun 2019 20:38:44 +0700
Сванте Паабо точно знает, какое наследство оставили вашим детям неандертальцы и денисовцы

Кровососущие иксодовые клещи переносят 3 вирусных, 22 бактериальных и несколько протозойных инфекций, которыми могут заражаться люди. Можем ли мы искоренить подобные заболевания, как в свое время искоренили оспу? Ответ – нет. Возбудители всех этих инфекционных заболеваний существуют в природе независимо от человека, а переносчики являются неотъемлемой частью природных экосистем

Tue, 04 Jun 2019 18:21:22 +0700
Для иксодового клеща человек – не добыча, а эволюционный тупик

Аутизм – это самое известное из психических заболеваний, связанных с социальными взаимодействиями и склонностью к навязчивым движениям. Считается, что основа этой болезни – генетическая. И это подтверждается экспериментами на животных моделях. Но есть другая гипотеза: к развитию аутизма могут быть причастны кишечные бактерии

Mon, 03 Jun 2019 12:05:58 +0700
Кишечные бактерии родителей могут стать причиной аутизма их детей

Люди всегда любили яблоки. Недавние находки древних сохранившихся семян яблони в Европе и Западной Азии в сочетании с историческими, палеонтологическими и генетическими данными рассказывают захватывающую историю появления на нашем столе одного из самых популярных фруктов

Thu, 30 May 2019 14:16:03 +0700
Яблоко на нашей кухне появилось благодаря вымершим животным и предприимчивым древним торговцам

Сегодня одним из главных мировых поставщиков золота является Австралия, но она не сможет сохранить лидирующее положение, если уже в ближайшем будущем на ее территории не будут найдены новые месторождения. Австралийское государственное объединение научных и прикладных исследований (CSIRO) ведет работы по поиску новых, нестандартных способов геологоразведки – например, с использованием биологических маркеров. На близость золотоносного месторождения могут указать листья эвкалипта, а также жилища термитов, так как все эти объекты способны аккумулировать драгоценный металл. А недавно исследователи обнаружили и «золотоносные» грибы

Wed, 29 May 2019 13:35:50 +0700
Блеск золота на нитях гриба укажет на месторождение драгоценного металла

Животные могут делиться едой со своими сородичами по разным причинам: в качестве помощи родственникам, в обмен на что-то нужное, а иногда просто потому что охрана добра обойдется себе дороже. В списке «нужного» далеко не последнее место занимают интимные отношения, завершающиеся появлением потомства. К примеру, недавно выяснилось, почему самцы нильских крыланов делятся едой с самками задолго до периода спаривания

Mon, 27 May 2019 19:39:04 +0700
Любовь у нильских крыланов: секс и дети в обмен на еду

Недавно многие СМИ опубликовали новость о том, что найден новый индикатор повышенного риска заболеть раком – постоянные кратковременные остановки дыхания во сне («обструктивное апноэ»). Судя по исследованию, в котором приняли участие 19 тыс. человек, низкий уровень обеспеченности кислородом ночью может запускать злокачественный процесс, особенно у женщин. Но это лишь одна из угроз здоровью, связанная с этой патологией. В новом выпуске журнала «НАУКА из первых рук» российские специалисты рассказали о факторах, провоцирующих возникновение болезни, методах ее диагностики и лечения, а также о проблемах с дыханием у «короткоголовых» домашних питомцев, собак и кошек

Sat, 25 May 2019 15:15:12 +0700
Угрозы ночи: остановка дыхания во сне

Рецепт «кофе с грибами» с высокими тонизирующими и противовирусными свойствами родился как побочный продукт многолетних исследований дикорастущих сибирских грибов и возможностей их культивирования. Так появился полезный во всех отношениях и абсолютно доступный напиток «ЧАКО», содержащий березовый гриб (чагу), целебные свойства которого известны еще со времен Авиценны. Новый оздоровительный напиток должен прийтись по вкусу многочисленной армии офисных работников и другим любителям кофе, которые в придачу получат возможность приобрести настоящее «сибирское здоровье»

Fri, 24 May 2019 12:18:21 +0700
Новинка для настоящих кофеманов: кофе со «вкусом» здоровья

У многих млекопитающих, живущих группами, например, у пятнистых гиен, матери помогают своим уже взрослым дочерям в устройстве «личной жизни» и обзаведении потомством. Но практикуют ли животные подобное поведение относительно своих потомков мужского пола? Данных об этом практически нет. Но недавно группа ученых под руководством специалистов из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка (Германия) получила поразительные результаты при изучении этого аспекта материнского поведения у двух близкородственных видов обезьян – шимпанзе и бонобо

Thu, 23 May 2019 12:51:45 +0700
У обезьян-бонобо заботливые «мамочки» стоят на страже, пока их сыновья спариваются

Как только генетики научились выделять и анализировать ДНК из ископаемых останков, они начали работать совместно с биологами, археологами и историками. Но и в таких совместных исследованиях есть много проблем. Например, антропологические останки часто находят при раскопках погребений и ритуальных сооружений, из-за чего их трудно связать с предметами материальной культуры, позволяющих изучить быт древних обществ. Скандинавские ученые смогли преодолеть это затруднение, выделив человеческую ДНК из древних «жевательных резинок»

Wed, 22 May 2019 15:15:58 +0700
Слюна из жвачки: палеогенетики взяли на вооружение методы криминологии

Численность современных коряков

«На олютор Болшой посад итить войною»