Наука из первых рук, Открытые статьи, Читальный зал, Scfh.ru

Wed, 17 Apr 2019 00:00:00 +0700
Разные цвета нефрита

Сегодня в рубрике «Книжная полка» мы рассказываем о том, как работает самая главная библиотека нашей страны – Российская государственная библиотека (РГБ), c 1925 по 1992 г. называвшаяся Государственной библиотекой СССР им. В.

Mon, 15 Apr 2019 00:00:00 +0700
Книги старого дома. Портрет самой главной библиотеки России

Русские люди начали проникать на просторы Сибири еще на рубеже XI—XII вв., однако этот процесс начал приобретать массовый характер лишь в конце XVI в., после похода знаменитого атамана Ермака. С того времени границы российского царства стали неумолимо расширяться «встречь солнцу», хотя сам процесс присоединения к России огромного сибирского региона растянулся без малого на три столетия и был очень неоднозначным. Не только в общественном сознании, но и в научной литературе бытует мнение, что открытие новых земель на востоке автоматически означало их присоединение к России. При этом часто не принимаются во внимание масштабы сопротивления русской колонизации отдельных групп местного коренного населения, благодаря чему чукчи, к примеру, формально ставшие российскими подданными в конце XVIII в., фактически сохраняли свою независимость вплоть до 1920-х гг. С самых первых контактов непросто развивались и отношения русских с коряками, покорение которых сопровождалось серьезными вооруженными столкновениями. Понять истоки подобной «войны» между русскими «государевыми людьми» и аборигенным населением помогают документальные свидетельства той эпохи. Эта публикация посвящена событиям одного из самых кровавых периодов в истории русско-корякских отношений, которые стали известны благодаря архивным документам и рассказам очевидцев, собранным академиком Г.

Wed, 10 Apr 2019 00:00:00 +0700
«Огненным боем с ними, коряками, управливаться трудно» # К истории русско-корякских отношений: разгром Большого посада в 1714 г.

Летом 2018 г. на стационаре «Денисова пещера» Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск), расположенном в Горном Алтае, собрались ведущие археологи, генетики, палеонтологи и антропологи из России, Европы, Америки и Австралии для участия в международном симпозиуме «Истоки верхнего палеолита в Евразии и эволюция рода Homo». Предметом обсуждения участников симпозиума стали результаты, полученные при изучении уникального археологического памятника – Денисовой пещеры, заселенной человеком около 300 тыс. лет назад. Сванте Паабо, один из основателей палеогенетики, чьи работы получили мировое признание, и его команда из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка уже многие годы успешно сотрудничают с новосибирскими археологами. В своем интервью редакции журнала «НАУКА из первых рук» профессор Паабо и сотрудница его лаборатории эволюционной генетики Вивиан Слон рассказали о работах по расшифровке древней ДНК, изменивших наши представления о линейном характере эволюции человека

Mon, 08 Apr 2019 00:00:00 +0700
Палеогенетическая реконструкция каменного века

В 1954 г. ленинградский археолог А.

Thu, 04 Apr 2019 00:00:00 +0700
Истории палеолита: гуманисты с Маркиной Горы

Мы то, что мы едим. И пьем. Человеческое тело в зависимости от возраста на 50–80 % состоит из воды, и, чтобы восполнить потери, нам ежедневно требуется несколько литров жидкости. Для утоления жажды придумано много напитков, от не слишком полезных сладких «газировок» до свежевыжатых соков и лечебно-оздоровительных чаев. Автор этой статьи, известный российский миколог – специалист по грибам, уже много лет вместе с семьей и коллегами использует при приготовлении напитков березовый гриб (чагу), целебные свойства которого были известны еще со времен Авиценны. Поразительная работоспособность и безудержная энергия самой Тамары Владимировны служат лучшей рекомендацией разработанному ею «кофе с грибами», обладающему не только тонизирующими, но и лечебными свойствами

Wed, 03 Apr 2019 00:00:00 +0700
Кофе с грибами

«Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Этот вопрос с точки зрения астрономии допускает двойное толкование, о котором юный Маяковский, конечно, не думал. Под зажиганием можно понимать как рождение звезды, так и практически мгновенное (за месяцы, дни или даже секунды) увеличение ее яркости – подчас на много порядков. Такие вспышки могут закончиться гибелью звезды, но могут и неоднократно повторяться без ее разрушения. Эти внезапно вспыхивающие звезды называют «новыми»

Mon, 01 Apr 2019 00:00:00 +0700
Звездные взрывы, или Рождение «новых»

Мне посчастливилось работать с Михаилом Александровичем в период, когда он был сотрудником отдела биохимии НИОХ СО АН СССР и НИБХ СО АН СССР, выросшем из этого отдела. Михаил Александрович был моим первым научным учителем, под его руководством я осваивал технику хроматографии и методы работы с биополимерами. Это было волшебное время, когда наши понедельники начинались в субботу, а сам Михаил Александрович зачастую ночевал в институте, чтобы поскорее провести исследования, требовавшие множества хроматографических анализов

«Думай о науке!»

...Вот уже 16 лет я – директор Лимнологического института. Академические институты бывают разные. Большая часть из них – конгломераты, конфедерации лабораторий. Возьмем типичный химический институт. Каждая лаборатория в нем развивает химию какого-то класса соединений под руководством крупного ученого – специалиста в своей отрасли. Интеграция на уровне института идет в основном за счет технической базы: приборов, методов анализа, библиотеки, баз данных. Если лабораторию из такого института перенести в другое место – особой беды не будет, она почти самодостаточна.

Иное дело – институты междисциплинарные. Здесь лаборатории должны вместе решать общую задачу силами разных отраслей фундаментальной науки – математики, физики, химии, биологии. Например, создать катализатор, либо сделать атомную бомбу, либо узнать что-то новое о мировом океане.

Не все знают, что такое лимнология. А это – просто наука об озерах (limnos по-латыни – озеро). Задача лимнологических институтов – изучать те или иные озера, обычно – малые и юные, таких – подавляющее большинство, чтобы решить практические задачи – уберечь от загрязнения, повысить улов рыбы, обеспечить водоснабжение. Наше озеро – самое большое в мире, и лимнологический институт тоже самый большой в мире, 340 человек. Но фактически мы представляем собой миниатюрный институт океанологии...

Байкал в моей жизни

Вначале был Директор Лимнологического института СО РАН. Директор, давший возможность работать на уникальном аналитическом оборудовании и быть соучастником исследования тайн великого озера. Затем, как Колумб, желающий открыть Америку, в то время как команда хочет домой, был Руководитель, убеждающий и увлекающий открывать новые горизонты, использующий для достижения цели всю харизму своей гигантской личности и весь административный ресурс, как всегда правый по завершении научного поиска. Наконец, есть и будет Ученый – кладезь новых идей и ниспровергатель научных авторитетов, учащий все подвергать сомнению, отстаивая свою точку зрения, свой собственный путь в науке, не жалеющий времени на дискуссию с теми, кто стремится познать научную истину, понимающий, что одно полезное слово, услышав которое человек становится чуточку мудрее, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов. Ученый, который всегда следовал истине мудрейшего из мудрых: «Давай наставления только тому, кто ищет знания, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы.Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». Сюнь-Цзы, III в. до н.э. К.х.н. Александр Горшков, зав. лабораторией хроматографии ЛИН СО РАН

Путь на восток... К юбилею академика М.А. Грачева

«Ну, и что? – сказал бы гениальный изобретатель знаменитого прибора Милихром Сергей Владимирович Кузьмин, если бы не умер в 1986 г. – Нормальные приборы, например часы, даже просто механические, скажем, часы “кукушка”, работают и по 300 лет, если не падает на них бомба. Приборы сделаны из железа, никеля, алюминия, тантала, золота, тефлона. Они смогли бы работать по 100 лет, если бы электроника не развивалась».

Дорогой Сережа, все так – да не совсем так. Когда конструкторы получили в руки новую электронику, они стали шалить и решили сделать приборы умнее человека. Помнишь, на старом телевизоре было две ручки: выключатель, он же регулятор громкости, и переключатель на пять программ. А шалуны сделали такой телевизорище, у которого огромный экран, и это хорошо, но, к сожалению, еще и огромный пульт, и, чтобы его освоить, нужно окончить консерваторию. Ну, да мы не об этом.

Сережа, все твои приборы, которые не испортили шалуны, до сих пор так и служат человечеству. Твой Милихром по-прежнему в строю, а шалунам не дали большой воли. Вакуумная и твердотельная электроника, действительно, стали потрясающими.

Проверено в Иркутске – ни один Милихром нового поколения не потребовал серьезной починки вот уже 25 лет с тех пор, как его создали твои последователи: Гриша Шойхет, Витя Каргальцев, Эдик Купер, Толя Леденев, Юра Болванов, Гриша Барам и Миша Перельройзен, которого к нам в ссылку, как ты помнишь, командировал Герш Ицкович Будкер.

Теперь обратимся к конкурентам. Тут все очень сложно. Понимаешь, у нас ведь общество потребления, а приборов нужно не так много. Выпустил 50 тысяч жидкостных хроматографов двух десятков моделей – и рынка больше нет. Вот и иди, изобретай новые модели и опять впендюривай потребителю, а потребитель умный, новый прибор ему не нужен, ведь старый работает как часы.

Что же делать, как говорили Чернышевский и Ленин? «Гениально! – сказали менеджеры, – вставим в каждый прибор по одному чипу и научим чип делать где-нибудь короткое замыкание, сразу по окончании гарантийного срока. Или другой вариант. Обложим потребителей оброком – будем брать ежегодно по 20

50 лет в строю, или Запрограммированная смерть

Эта величайшая впадина планеты является частью Байкальской рифотовой зоны: только несколько тысяч лет назад здесь погасли последние вулканы. Согласно данным палеолимнологических исследований, озеро приобрело современные очертания «всего лишь» несколько миллионов лет назад. Длительная история формирования Байкала и интенсивная ­ тектоническая деятельность обусловили уникальность его животного и растительного мира.

Байкал – это не только то, что наверху, это и удивительный подводный мир, поразительно меняющийся в зависимости от глубины. По современным оценкам, видовое разнообразие фауны Байкала сопоставимо с видовым разнообразием сотен и тысяч озер Евразии. А если учесть, что около 60% видов животных является эндемиками, т.е. больше нигде не встречается, то озеро можно назвать настоящим центром биоразнообразия Евроазиатского континента

Байкал – природная лаборатория

Кремний – один из самых широко распространенных химических элементов в земной коре, однако при этом он не является структурообразующим элементом живых организмов, а в высоких концентрациях токсичен для живых клеток. Тем не менее многие организмы, такие как губки, радиолярии, а также высшие растения, особенно злаки, довольно активно используют кремний для создания каркасных структур своего тела. Но наибольшую роль кремний играет в жизни хризофитовых и диатомовых водорослей, в биомассе которых содержание кремнезема может превышать 50

Живой кремний Байкала

Кремний – один из самых широко распространенных химических элементов в земной коре – не входит в число основных элементов, слагающих живые клетки, а в высоких концентрациях даже токсичен. Тем не менее многие организмы, от губок и радиолярий до злаков, активно используют его для создания каркасных элементов своего тела. Среди самых искусных создателей структур из полимеризованного кремнезема –многочисленная и широко распространенная группа диатомовых водорослей. В своих «кремниевых нанотехнологиях» эти микроводоросли не используют экстремально высокие температуры и «тяжелую химию», поэтому они служат объектом пристального внимания современных биотехнологов

Mon, 01 Apr 2019 00:00:00 +0700
Кремниевые нанотехнологии «в пробирке»

Кремний играет особую роль в жизни диатомовых водорослей, клетки которых покрывают прозрачные панцири из кремнезема: его содержание в общей биомассе водорослей может достигать 50%. Диатомее нужно решить сразу несколько очень непростых проблем: сначала добыть кремниевую кислоту из окружающей среды – морской или пресной воды, и какое-то время хранить ее в клетке, а затем доставить в определенные точки формирующейся створки клеточного панциря, где она должна полимеризоваться. Весь процесс отложения кремнезема внутри клеток диатомей должен очень точно регулироваться, однако до сих пор молекулярные биологи не имеют полного представления о путях реализации информации, записанной в их геномах

Mon, 01 Apr 2019 00:00:00 +0700
Зачем «читать» геном Synedra acus?

Для описания способа, которым диатомовые водоросли строят свои «стеклянные» домики из кремнезема, покрытые изысканными орнаментами микро- и нанометрового масштаба, сегодня используют термин «кремниевые нанотехнологии». Один из главных этапов этой технологии – транспортировка кремниевой кислоты из окружающей среды, где ее концентрации довольно низки, особенно в пресной воде. Осуществляют эту работу уникальные белки, способные связываться с кремниевой кислотой без ее полимеризации, причем из-за их «неуловимости» все заключения о структуре и работе активного центра этих белков приходится делать исключительно на основе анализа данных «расшифровки» соответствующих генов и генных фрагментов

Mon, 01 Apr 2019 00:00:00 +0700
Белки-транспортеры кремния: долгий путь к открытию

Наверное, мало кто будет оспаривать тот факт, что за последние десятилетия наука стала важнейшей производительной силой общества. Но хотя эту аксиому не требуется доказывать, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности относит науку и научное исследование к сфере услуг наряду с живописью и кинематографией. Но разве кто-то заказывал Ван Гогу его «Подсолнухи», а Флемингу – открытие пенициллина?

По мнению известного ученого, директора иркутского Лимнологического института СО РАН академика М.А. Грачева, такая классификация в результате приводит к непродуктивному позиционированию власти и науки. У фундаментальной науки не может быть заказчика: ученый, который «стоит у станка», сам формулирует идею. Поэтому «наша общая задача – сохранить тончайший слой «смотрящих в огонь» и способных делать фундаментальные открытия молодых и не очень молодых ученых. Им надо дать возможность спокойно работать. Во имя этой важнейшей задачи наука и власть обязаны найти общий язык, и сделать это как можно скорее»

Смотрящие в огонь

По телевидению показывают жуткую картину: в океанах образовались три огромных горы пластикового мусора, в основном использованных пластиковых бутылок и пакетов. Разлагается пластик медленно и дает мельчайшие чешуйки, которые заглатывают рыбы и другие обитатели океана и гибнут в страшных мучениях.

Ни иностранцы, ни наши молодые люди уже не помнят, что такое авоська.

Очевидное решение: запретим пластиковые мешки во всем мире.

Дадим всем авоськи и пластиковые бутылки заменим на стеклянные, и, авось, мусора в океане не будет. Так-то оно так, но тем не менее, однако… Не все так просто. Производство пластика приносит огромные прибыли, создает миллионы рабочих мест. Пока человечество не откажется от модели безудержного потребления, быть в океане мусору, гибнуть в океане рыбам и ракам …

«Авоська и авось». Экологический кризис на Байкале: загадка века

В Байкале обитают различные организмы, а не только печально известная спирогира.

Да она совсем и не ужасная, ее называют еще – «морской шелк», а в микроскопе спирогира – вообще красавица! Переливается своими спирально закрученными хлоропластами, как будто спрашивает: «Попробуй, определи меня до вида!»

Другие байкальские обитатели тоже «задают» ученым много вопросов, а ученые – им.

А как это происходит у олигохет? Как тихоходки умудряются выживать в открытом космосе? Есть ли польза от байкальских рыб, кроме гастрономической?

«Хотим быть учеными!» – ответили девочки восьмиклассницы, на вопрос: «А зачем вы пришли к нам в институт?»

“Keep their eyes shining!” – сказал как-то мой коллега Ричард Кроуфорд, известный классик-диатомист.

По мнению Жореса Алферова, будущие крупные открытия будут совершены в биологии и медицине. Сможем ли мы принять в этом участие? Сможем ли мы сохранить горящими глаза молодых ребят?

Мы есть!

В декабрьском выпуске журнала Science опубликован список десяти самых выдающихся научных прорывов минувшего года. В эту «горячую десятку» вошли и результаты палеогенетического исследования костного фрагмента, обнаруженного в 2012 г. в Денисовой пещере в Горном Алтае. Оказалось, что эта ископаемая косточка принадлежала прямому потомку представителей двух групп древних людей – денисовцев и неандертальцев. Открытие было обнародовано на международном симпозиуме «Истоки верхнего палеолита в Евразии и эволюция рода Homo», прошедшем в июле 2018 г. на научно-исследовательском стационаре Института археологии и этнографии СО РАН, в непосредственной близости от Денисовой пещеры, места обнаружения уникальной находки. Благодаря многолетнему сотрудничеству с новосибирскими археологами сотрудники журнала «НАУКА из первых рук» смогли не только присутствовать на симпозиуме, но и стать свидетелями смены научной парадигмы в эволюционной биологии человека, что во многом стало следствием изучения алтайских находок

Дочь денисовца и неандерталки

Кто мы? Где, когда и как мы появились? Проблема происхождения современного человечества, то есть нас с вами, сегодня волнует не только ученых, но и очень широкий круг людей. И этот интерес подогревается поразительными открытиями, сделанными в последние десятилетия. Немалый вклад в эти открытия внесли исследователи из новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН. География палеолитических памятников, на которых работают сибирские археологи, впечатляет: Сибирь и сопредельные страны, от Монголии до Кыргызстана, Дагестан, Европа, Вьетнам… Но все же настоящим кладезем уникальных находок оказался российский Алтай. По просьбе редакции журнала «НАУКА из первых рук» академик РАН А.

Sat, 29 Dec 2018 00:00:00 +0700
Алтай в центре древней ойкумены

В 2018 г. автор этой статьи, известный новосибирский ученый-теплофизик, академик РАН С.

Sat, 29 Dec 2018 00:00:00 +0700
Тепло и свет нашему дому

Новосибирские сейсмологи с 2012 г. занимаются регулярными исследованиями вулканов на Камчатке, благодаря чему один из самых активных вулканических регионов мира становится хорошо изученным по международным меркам. В летний экспедиционный сезон 2018 г. ученые планировали только снять сеть сейсмических станций с вулкана Безымянный в центральной части полуострова и установить новую сеть на Авачинской группе на юго-востоке Камчатки, в непосредственной близости от г. Петропавловск-Камчатский. Несмотря на не всегда благоприятную погоду и трудности с воздушным транспортом, все задуманное удалось реализовать. И даже в большем объеме, чем планировалось: «попутно» сейсмологам пришлось поработать на вулканах Удина и Камбальный

Камчатская вулканическая одиссея: от Безымянного до Авачи

Мы привыкли к постоянству окружающего нас мира и нередко болезненно воспринимаем все изменения внешней среды, что неудивительно: современному человечеству повезло, так как становление и развитие нашей цивилизации происходило в благоприятный и относительно «спокойный» планетарный период. Однако продолжительность жизни человека не превышает ста лет, индустриальному обществу лишь несколько столетий, а письменной истории человечества – не больше нескольких тысячелетий. В геологическом масштабе такие временные периоды очень короткие, в долгой же истории биосферы есть «записи» о многих катастрофических событиях глобального масштаба, таких как изменения климата, вызванные мощными вулканическими извержениями. И ученые научились их «читать», но пока не могут уверенно прогнозировать предстоящие катастрофы

Sat, 29 Dec 2018 00:00:00 +0700
Катастрофические извержения вулкана – готово ли к ним человечество?

С озером Байкал связано много легенд, порожденных таинственными, странными звуками, которые иногда нарушают озерное безмолвие. Поговаривают, что в давние времена в самые темные ночи местные жители даже пускали по воде плоты с подношениями, чтобы умилостивить неведомое, но громогласное и грозное божество. И в наше время старожилы Байкала любят поговорить о том, как по ночам из озерных вод появляется чудовище, издающее типичные шипящие звуки, переходящие в бульканье. Нового «лохнесского» монстра на Байкале так и не было обнаружено, но ученые смогли разгадать загадку этих звуков и узнать много нового о настоящих обитателях подводных глубин – говорливых и с хорошим слухом

И рыбы уши имеют

Слово «ядерная» в приложении к чему-либо обычного человека всегда настораживает. И диагностическая ядерная медицина в этом смысле не исключение. Автор этой статьи, не медик, но научный сотрудник с физическим образованием, следит за развитием этой активно развивающейся области современного здравоохранения в силу своих научных интересов, связанных с математическим моделированием. Одна из главных целей этой публикации не просто познакомить широкого читателя с самыми передовыми диагностическими технологиями, но и обосновать необходимость создания в России мультидисциплинарного исследовательского центра ядерной медицины, которого в нашей стране пока нет

«Ядерная» диагностика: увидеть невидимое

Одно открытие – это только начало пути. Прошло уже двадцать лет с тех пор, как не по нашей воле были прекращены исследования пазырыкской культуры на плато Укок в Горном Алтае, и четыре года, как мы работаем в Индии. Человека далекого от археологии может удивить такой разброс географии наших работ: что может быть общего между кочевниками, жившими на Алтае, и древними цивилизациями Индии?

Двадцать с лишним лет назад на Алтае нам удалось только потянуть за ниточку клубок вопросов, возникших в результате наших счастливых находок. Теперь уже не остается сомнений, что особенности пазырыкской культуры указывают на ее связь с древними цивилизациями Ближнего Востока. Желание найти следы этой связи и привело нас в Кашмир

Кашмирский дневник

Наши достаточно частые и разнообразные поездки по Китаю практически всегда были связаны с работой над долгосрочными исследовательскими проектами и осуществлялись при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, а затем Российского фонда фундаментальных исследований. В этих по необходимости кратких «путевых заметках» мы остановимся только на некоторых приоритетных для нас направления...

Китай, разный и вечный

Вышедшая в 2018 г. книга «От Мурмана до Амура. Путешествия художника-анималиста» – первый изданный альбом Александра Николаевича Формозова (1899–1973), известного зоолога, эколога, защитника природы. А.

Tue, 30 Oct 2018 00:00:00 +0700
«Абсолютный глаз в природе»

Если сравнивать детей с цветами, то одаренные дети – это цветы экзотические, требующие к себе особого внимания. Это только говорится, что талант всегда пробьет себе дорогу, но сколько потенциальных Кулибиных и Ломоносовых так и остались в безвестности? Даже настоящему таланту, чтобы расцвести, нужны благоприятные условия, в первую очередь, активная творческая среда и умелые, мудрые наставники. Помочь одаренным детям найти себя, развить свои способности – эти вопросы должны волновать не только семью и школу, но и государство. Ведь, как говорила английский премьер-министр Маргарет Тэтчер, «богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей»

Tue, 30 Oct 2018 00:00:00 +0700
Им светят звезды # «Большие вызовы»-2018 на «Сириусе»

Археолог Вячеслав Иванович Молодин встретил свой юбилей в палаточном лагере Западно-Сибирского археологического отряда, раскинувшемся на опушке осиновой рощи на берегу пересохшей протоки речки Омки, как ласково называют в Барабе этот приток Иртыша. Команда отряда, которым он руководит уже более 45 лет, не раз поменялась за эти годы, но заложенный изначально «дух коллективизма, равенства и взаимовыручки» остался неизменным. Для всех участников отряда, с которыми он делил радости и трудности экспедиционной жизни, В.

Tue, 30 Oct 2018 00:00:00 +0700
Археологи – народ бродячий...

Не секрет, что в современной науке много нового и перспективного рождается на стыке разных направлений. Междисциплинарный подход, объединяя далекие научные дисциплины, дает удивительные результаты, благодаря чему даже, казалось бы, всесторонне исследованный объект может вдруг заиграть новыми красками. И спустя время научное сообщество начинает воспринимать новый научный «тандем» уже как нечто естественное и даже очевидное. Одним из таких ярких примеров является палеогенетика – область науки, не так давно родившаяся на стыке молодой, бурно развивающейся молекулярной генетики и классической археологии, история которой насчитывает не одно столетие

«Раскопки» в чистой зоне, или Палеогенетика в новосибирском Академгородке

Есть на крайнем юге Китая небольшой (не только по китайским, но и по российским меркам) и очень уютный городок Лэйчжоу, похожий на сотни других прибрежных городков и поселков. И одновременно отличный от них – прежде всего тем, что его много веков назад захватило бессчетное множество каменных собак. Они выглядывали из кустов возле мостов, колодцев и перекрестков дорог, охраняли ворота в усадьбах и храмах, стерегли покой на кладбищах, но больше всего – кучно сидели в парках и садах.

Всего в городе и окрестностях выявлено более 10 тыс. таких скульптур (Чэнь Чжицзянь, 2008). В уникальную каменную псарню Лэйчжоу авторов привело масштабное исследование роли собак в материальной и духовной культуре Китая

«Город и псы» (La ciudad y los perros): китайский вариант

Космос необъятен, и это лишь побуждает человека все активнее исследовать доступную ему часть внеземного пространства. Пока мы достаточно хорошо исследовали только окрестности родной планеты, но уже мечтаем о покорении Марса, заселяя его роботами; посылаем космические аппараты за пределы Солнечной системы, чтобы узнать больше о далеких и недоступных мирах и планетах…

Но какая судьба ждет в космосе наших неодушевленных «посланников»? Сколько тонн космического «мусора» можно собрать с околоземной орбиты, и кто будет этим заниматься? Наконец, почему для космонавтов и астронавтов мир не делится на государства и нации? Обо всем этом рассказал на научно-популярной лекции для младших школьников в рамках новосибирских «Дней науки» Дмитрий Эпштейн, руководитель астрономической лаборатории новосибирского Клуба юных техников

Tue, 25 Sep 2018 00:00:00 +0700
«Железяки в космосе»

Герой специального выпуска нашего журнала, выдающийся российский археолог и историк Вячеслав Иванович Молодин, –

Mon, 24 Sep 2018 00:00:00 +0700
Археологи – народ бродячий...

Демидовская премия сегодня является самой престижной неправительственной российской наградой, присуждаемой по совокупности научных работ. Недаром ее иногда называют «российской нобелевкой»: решение о награждении выносят не чиновники, а экспертная комиссия из ­коллег-ученых, способных компетентно и объективно оценить научные заслуги кандидата. В 2016 г. Демидовской премией был награжден известный российский археолог, академик РАН В.

Sun, 23 Sep 2018 00:00:00 +0700
Демидовская премия: « ...содействовать преуспеянию наук словесности и промышленности в своем Отечестве»

Sun, 29 Jul 2018 00:00:00 +0700
«Город и псы» (La ciudad y los perros): китайский вариант

Толбачинский вулкан отличается необычной геохимией. И в первую очередь эта необычность проявляется в очень высоком содержании калия в изверженных породах: в базальтах Толбачика содержится до 4

Sat, 28 Jul 2018 00:00:00 +0700
Толбачик

Fri, 27 Jul 2018 00:00:00 +0700
Институт катализа СО РАН: от фундаментальной науки – к коммерческому продукту

Весной 2018

Wed, 25 Jul 2018 00:00:00 +0700
Будкер в четырех ракурсах # К 100-летию академика Г.

Wed, 25 Jul 2018 00:00:00 +0700
Извержение Толбачика – послание страны вулканов

Что такое «доспех», наш автор узнал в трехлетнем возрасте благодаря подарку прадеда – комплекту открыток «Русские доспехи». В возрасте десяти лет он уже «реконструировал» в домашней мастерской свой первый шлем и доспех из металла, пока все его друзья играли деревянным оружием. Свою первую научную реконструкцию – ламеллярный средневековый доспех – Юрий Филиппович создал во время учебы в университете в качестве наглядного пособия для студентов. С тех пор его не оставляет идея познания истории военного дела через воссоздание снаряжения древних воинов, свидетельством чего являются десятки уникальных предметных научно-исторических реконструкций доспехов и вооружения кочевых народов Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока, с которыми мы знакомим наших читателей

Wed, 18 Jul 2018 00:00:00 +0700
«В роскошных шлемах, в пышном блеске лат…»

Что такое медицина – искусство или наука? Начав с интуитивных манипуляций и постепенно накапливая опыт, «лечебное искусство» все активнее интегрировало чисто научные методы и подходы. В истории медицины как науки можно выделить переломные моменты, связанные с открытиями микроорганизмов, механизмов иммунитета и другими фундаментальными достижениями. В результате появился целый ряд новых медицинских дисциплин, в том числе ревматология, о которой мало знают не только пациенты, но и врачи других специальностей

Mon, 16 Jul 2018 00:00:00 +0700
«Темная лошадка» современной медицины, или Что стоит знать о ревматологии?

Первая ассоциация, которая возникает у человека при слове «хищник», – «охота». Если охотится, значит, хищник. Но точнее будет сказать, что хищничество представляет такую форму трофических (пищевых) взаимоотношений, когда одно животное питается плотью другого, а охотник, в отличие от трупоеда, при этом еще сам нападает и убивает свою добычу. Но самое удивительное, что вполне успешные специализированные хищники и охотники обнаруживаются и среди растительноядных грызунов, воспринимаемых нами как заведомо «мирные» и неопасные животные