Наука из первых рук, Открытые статьи, Читальный зал, Scfh.ru

Fri, 27 Jul 2018 00:00:00 +0700
Институт катализа СО РАН: от фундаментальной науки – к коммерческому продукту

Весной 2018

Thu, 26 Jul 2018 00:00:00 +0700
Будкер в четырех ракурсах # К 100-летию академика Г.

Wed, 25 Jul 2018 00:00:00 +0700
Алмазные судьбы # К 110-летию со дня рождения академика Владимира Степановича Соболева

Большинство вулканических извержений и землетрясений на Земле происходит в так называемом «огненном поясе» планеты – цепочке из более пятисот «уснувших» и более трехсот действующих вулканов, протянувшихся по периметру Тихого океана. Причина в том, что эта область лежит на стыке океанических и континентальных литосферных плит, и вулканическая активность прямо связана с их непрерывным взаимодействием в продолжающемся процессе формирования континентов. Тихоокеанское вулканическое кольцо (или, скорее, «полукольцо») тянется по краям всего океана, начиная от побережья Южной и Северной Америки, проходит вдоль Антарктики и далее через Новую Зеландию, Филиппины и Японию и заканчивается на наших Курилах и Камчатке. Последнюю недаром называют «страной вулканов», а камчатскую Ключевскую группу вулканов – еще и настоящим «заповедником вулканизма». Одним из последних ярких проявлений вулканической активности этого района стало извержение на Толбачинском вулканическом массиве в 2012–2013 гг., признанное одним из крупнейших извержений в мире. К счастью, в отличие от многих его «тихоокеанских собратьев», оно не привело к человеческим жертвам, зато ученым преподнесло немало сюрпризов

Wed, 25 Jul 2018 00:00:00 +0700
Извержение Толбачика – послание страны вулканов

Что такое «доспех», наш автор узнал в трехлетнем возрасте благодаря подарку прадеда – комплекту открыток «Русские доспехи». В возрасте десяти лет он уже «реконструировал» в домашней мастерской свой первый шлем и доспех из металла, пока все его друзья играли деревянным оружием. Свою первую научную реконструкцию – ламеллярный средневековый доспех – Юрий Филиппович создал во время учебы в университете в качестве наглядного пособия для студентов. С тех пор его не оставляет идея познания истории военного дела через воссоздание снаряжения древних воинов, свидетельством чего являются десятки уникальных предметных научно-исторических реконструкций доспехов и вооружения кочевых народов Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока, с которыми мы знакомим наших читателей

Mon, 23 Jul 2018 00:00:00 +0700
«В роскошных шлемах, в пышном блеске лат…»

Проблема оценки цунамиопасности подводных землетрясений является одной из важных задач сейсмологических исследований в Тихоокеанском регионе, в котором сильнейшие (с магнитудой до 9.0) землетрясения происходят в окружающих его зонах субдукции. Ущерб, наносимый цунами, усиливается их полной внезапностью, быстротечностью, тяжелыми разрушениями и высокой вероятностью фатальных исходов среди людей, оказавшихся в зоне воздействия этих волн. Ввиду наличия постоянных возмущений уровня открытого моря, обусловленных ветровым волнением, штормами и приливами, цунами обладают некоторым естественным порогом (по высоте), ниже которого они практически ненаблюдаемы, а выше него сразу становятся опасными. Проблема эффективной защиты от этого стихийного бедствия осложняется редкостью его проявления на отдельном участке побережья. Даже в наиболее цунамиактивных районах Тихого океана (таких как Япония, Чили, Перу) сильные цунами с жертвами происходят раз в 30–50 лет, катастрофические – раз в 100–150 лет. Эти периоды намного превышают повторяемость, например, ураганов и наводнений и сопоставимы с периодами повторяемости землетрясений и вулканических извержений. По числу жертв и суммарному ущербу цунами находятся на четвертом месте в ряду стихийных бедствий и катастроф, после землетрясений, наводнений и тайфунов. В мировой статистике жертв природных катастроф в XX столетии, унесших более четырех миллионов жизней, доля цунами была относительно невелика и составляла чуть более 1

Wed, 18 Jul 2018 00:00:00 +0700
Ground Zero: Мегаземлетрясения – главная угроза безопасности морских побережий

Представление об окружающем мире всех живых существ на планете в большей или меньшей степени зависит от зрения. И у всех оно разное, даже у млекопитающих. Например, одни виды лишены цветного зрения, а другие – различают лишь отдельные цвета спектра, и только очень немногие, например высшие приматы, имеют полноценное цветное зрение. Современный человек, населяющий планету, относится к одному виду – Homo sapiens, и несмотря на это, в разных языках палитра цветообозначений может сильно различаться по количеству представленных в ней цветовых терминов. Значит ли это, что знакомая всем с детства мнемоническая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», помогающая запомнить последовательность цветов радуги и цветов спектра, работает не для всех? И с чем это связано?

Главный научный сотрудник Института филологии СО РАН, зав. кафедрой общего и русского языкознания НГУ, д.

Wed, 18 Jul 2018 00:00:00 +0700
Сколько цветов в радуге?

Что такое медицина – искусство или наука? Начав с интуитивных манипуляций и постепенно накапливая опыт, «лечебное искусство» все активнее интегрировало чисто научные методы и подходы. В истории медицины как науки можно выделить переломные моменты, связанные с открытиями микроорганизмов, механизмов иммунитета и другими фундаментальными достижениями. В результате появился целый ряд новых медицинских дисциплин, в том числе ревматология, о которой мало знают не только пациенты, но и врачи других специальностей

Tue, 17 Jul 2018 00:00:00 +0700
«Темная лошадка» современной медицины, или Что стоит знать о ревматологии?

С возрастом наша костная ткань истончается, становится хрупкой, и кости могут сломаться даже в случае небольшой нагрузки. Коварство остеопороза, который сегодня называют «тихой эпидемией XXI века», в том, что процессы патологического изменения костей не сопровождаются болью, и болезнь может бессимптомно прогрессировать десятки лет – до первого перелома. Можно ли диагностировать остеопороз на ранней стадии? Как избежать страшных последствий патологических изменений костной ткани? Другими словами, можем ли мы помочь себе и своей бабушке?

Mon, 16 Jul 2018 00:00:00 +0700
Кости моей бабушки, или Проверь себя на прочность

Первая ассоциация, которая возникает у человека при слове «хищник», – «охота». Если охотится, значит, хищник. Но точнее будет сказать, что хищничество представляет такую форму трофических (пищевых) взаимоотношений, когда одно животное питается плотью другого, а охотник, в отличие от трупоеда, при этом еще сам нападает и убивает свою добычу. Но самое удивительное, что вполне успешные специализированные хищники и охотники обнаруживаются и среди растительноядных грызунов, воспринимаемых нами как заведомо «мирные» и неопасные животные

Wed, 25 Apr 2018 00:00:00 +0700
Грызуны выходят на охоту

В 2018

Вселенная Будкера

Установки электронного охлаждения ионных пучков, созданные в Институте ядерной физики СО РАН (Новосибирск), используются в комплексе для лечения онкозаболеваний высокоэнергичным пучком ионов углерода. Этот метод, гораздо более эффективный и безопасный по сравнению с обычной рентгенотерапией, в 2009 г. уже опробован в КНР, где показал хорошие результаты

«Ионная» терапия рака

Тридцать лет назад в новосибирском Академгородке был проведен эксперимент, результаты которого если не потрясли, то сильно встряхнули научный мир. Выполнили его в Институте ядерной физики СО АН СССР Л.М. Барков и М.С. Золоторев, а «идеологом» был теоретик И.Б. Хриплович. Сибирские ученые открыли эффект несохранения четности в слабом взаимодействии электронов с атомным ядром. Эксперимент вошел в энциклопедии. Сегодня академик Барков и член-корреспондент Хриплович, несмотря на солидный возраст, продолжают трудиться в стенах родного института, Золоторев с 1980-х гг. живет в США. Герои настоящей публикации достигли в жизни самых высоких – и заслуженных! – степеней общественного и научного признания: Лев Митрофанович Барков – лауреат Государственной премии (1989), награжден несколькими орденами; Иосиф Бенционович Хриплович удостоен таких престижных наград в области теоретической физики, как медаль Дирака (2004) и премия им. И.Я. Померанчука (2005). Журнал «Наука из первых рук» решил познакомить читателей с историей (и предысторией) выдающегося эксперимента, чтобы вы из первых уст узнали те колоритные подробности, о?которых обычно не пишут в монографиях и не докладывают на научных конференциях

Sat, 21 Apr 2018 00:00:00 +0700
Зеркальная асимметрия в атомных явлениях. К 30-летию открытия новосибирских физиков

Почти полстолетия назад Г.

СИ в ИЯФ: формула успеха

Станция синхротронного излучения КОСМОС была создана в 2007

Космос и Пламя

В День России, 12 июня 2010 г. в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца состоялось вручение Государственных премий Российской Федерации за 2009 г. Государственная премия РФ служит высшим признанием заслуг деятелей науки и

На быстрых электронах

Чтобы перевернуть мир, Архимеду нужна была точка опоры. В науке ее роль зачастую играет любой новый метод исследования, чье появление вызывает резкий и неожиданный подъем в смежных науках. У лазера на свободных электронах из Сибирского центра фотохимических исследований – плода научного содружества, созданного под «знаком сигмы», – есть все шансы стать в этом смысле хрестоматийным примером…

ЛСЭ: мягкое прикосновение лазера

Стакан дейтерия, тяжелого изотопа водорода, присутствующего в обычной воде, по энергетическому «потенциалу» эквивалентен эшелону вагонов нефти. Этот поразительный факт при наличии необходимых технологий сулит человечеству в далеком будущем неисчерпаемый источник энергии. Проект Международного экспериментального термоядерного реактора (ITER), основанный на реакции слияния ядер двух тяжелых изотопов водорода, дейтерия и трития, в ядро гелия, призван показать миру возможность промышленного производства термоядерной энергии. И если эксперимент пройдет успешно, то это будущее может оказаться не таким уж и далеким

О настоящем и будущем термоядерной энергетики

Новосибирские физики вместе со своими российскими и зарубежными коллегами работают над созданием первого в мире термоядерного реактора ИТЭР, запуск которого станет важнейшим шагом к термоядерной энергетике будущего. ИТЭР – токамак, замкнутая магнитная установка для удержания плазмы. Сегодня в Институте ядерной физики им. Г.

В ИЯФ готовят конфетку СМОЛА

Несмотря на достигнутый за последние годы огромный успех в лечении онкозаболеваний, они до сих остаются одной из ведущих причин смертности в развитых странах, где растет продолжительность жизни. Многие злокачественные опухоли мозга, такие как глиобластомы, до сих пор считаются неизлечимыми: только в России от них ежегодно умирает около 4 тыс. человек. Идея облучать опухолевые клетки, насыщенные изотопом бора-10, потоком нейтронов определенного энергетического диапазона родилась много десятилетий назад. Но несмотря на свою кажущуюся простоту, эта методика «клеточного ядерного взрыва» оказалась настолько сложной в реализации, что в мире до сих пор нет ни одного специализированного комплекса для лечения рака с помощью бор-нейтронозахватной терапии. Благодаря работам новосибирского Института ядерной физики СО РАН, где был создан компактный ускорительный источник нейронов нового типа, у нашей страны есть все шансы стать мировым лидером в этой перспективной области терапии наиболее агрессивных раковых опухолей

Fri, 20 Apr 2018 00:00:00 +0700
Бор-нейтронoзахватная терапия рака: на финишной прямой

Вопрос о пределах делимости материи восходит ещё к V в. до н.э. В древности наряду с дискретной картиной мира, известной как атомизм, распространена была и вера в бесконечную делимость материи. Даже сам основоположник атомизма Демокрит полагал, что атомы – неделимые, вечные и неизменные частицы – состоят из еще более мелких, практически не имеющих размеров частей. Впрочем, полемика об этих тёмных предметах носила в античное время исключительно умозрительный характер

Fri, 20 Apr 2018 00:00:00 +0700
Экскурсия по государству ИЯФ: там, где рождаются частицы

В середине XX в. физики впервые заговорили об ускорителе на встречных пучках. Однако подавляющее большинство ученых всего мира, уверенные в фантастичности этой концепции, встретили ее скептически. Но Андрей Михайлович Будкер, в то время работавший в московском Институте атомной энергии АН СССР, вернулся с Международной конференции по физике высоких энергий, проходившей в Женеве в 1956 г., вдохновленный этой идеей. Была организована группа молодых ученых, которые занялись созданием электрон-электронного ускорителя-коллайдера ВЭП-1. Ускоритель начал строиться еще в Москве, но первые встречные электронные пучки были получены уже в Институте ядерной физики СО АН СССР в Новосибирске

Fri, 20 Apr 2018 00:00:00 +0700
ИЯФ вырос из леса вместо грибов

Благодаря тому, что когда-то в Академгородке собрались одни из самых выдающихся ученых, которые образовали свои научные школы, вырастили «детей» и «внуков», концентрация возможностей для встреч с уникальными личностями, фигурами мирового масштаба, здесь зашкаливала.

В то время все хотели побывать в Академгородке. Многие встречи проходили в Институте ядерной физики. Традиционные круглые столы в ИЯФе собирали не только ученых, но и писателей, артистов, режиссеров, поэтов. Круглый стол ИЯФ был символом демократии, независимых суждений за чашечкой кофе. Александр Исаевич Солженицын, Евгений Александрович Евтушенко, Булат Шалвович Окуджава – все они сидели за нашим круглым столом...

Академгородок – место встреч

В Институте ядерной физики имени Г.

Fri, 20 Apr 2018 00:00:00 +0700
Каждый «выстрел» – 20 млрд позитронов!

Метод электронного охлаждения, широко применяемый во всем мире для фокусировки ионных пучков в ускорителях элементарных частиц, был предложен нашим выдающимся физиком Г.И. Будкером еще в 1966 г. Однако создать действующую установку и получить первый результат удалось лишь спустя восемь лет благодаря энтузиазму и усилиям ученых новосибирского Института ядерной физики СО РАН.

Об истории создания этого востребованного российского изобретения – одного из редких примеров в истории отечественной науки, рассказывает чл.-корр. РАН В.В. Пархомчук, удостоенный, наряду с другими создателями уникальной разработки, в 2002 г. Государственной премии РФ

Sun, 08 Apr 2018 00:00:00 +0700
История создания электронного охлаждения

Торжественная церемония награждения лауреатов и финалистов IV

Sun, 08 Apr 2018 00:00:00 +0700
Журнал «НАУКА из первых рук» стал лауреатом всероссийской премии «За верность науке!»

Сегодня мы представляем вниманию читателей статьи, подготовленные на основе публичных лекций известного археолога, молодого молекулярного биолога и практикующего специалиста-андролога. Но прочитали они их не где-нибудь в университете или библиотеке, а в барах новосибирского Академгородка. 25 февраля 2018 г. наши ученые «зашли в бар» не просто так, а в рамках так называемого сайнс-бар-хоппинга, когда в популярных местных барах выступают активные исследователи и популяризаторы науки и технологий. Как известно, во время бар-хоппинга (от англ. bar-hopping, – «прыгающий по барам»), иначе называемого дринк-марафоном, публика собирается в выходные в стартовом баре и затем передвигается по маршрутам, обозначенным в Интернете, знакомится, общается, таким образом обходя за ночь пять-десять заведений независимо от сезона и погоды. Главное здесь – настроение.

Приставка «science» добавляет этому популярному столичному мероприятию неожиданную глубину, позволяя не просто отдохнуть и расслабиться со стаканом лимонада в руках, но и с легкостью и удовольствием пополнить свой багаж знаний об окружающем мире. Большой плюс такого общения и в том, что в научном марафоне компанию вам могут составить ваши дети. Сам же докладчик доступен для любых, самых каверзных вопросов, а за лучший вопрос полагается приз. Знаменитая актриса Фаина Раневская как-то написала, что «все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению». Научный бар-хоппинг в этом смысле – приятное исключение

Sat, 07 Apr 2018 00:00:00 +0700
Ночь научных историй, или Зашел ученый в бар...

Уже давно растениеводство во всем мире радуется многочисленным подаркам генной инженерии – устойчивым к вредителям и холоду, быстрорастущим и продуктивным растениям, однако для среднестатистического потребителя метка «ГМО» сегодня сродни печати Каина. Почему так? Один ответ лежит на поверхности: генные инженеры делают сегодня то, чего природа не смогла бы сделать никогда или, по крайней мере, очень нескоро, что не только впечатляет, но и пугает. Людей настораживает и то, что сами создатели ГМО не торопятся полностью исключать риск возможных негативных последствий их распространения. С другой стороны, согласно свежим опросам «Левада-центр», всего лишь 30 % россиян точно знают, что гены содержатся во всех растениях, а не только в генетически модифицированных, поэтому тотальная ГМО-боязнь во многом вызвана тотальной «генетической» безграмотностью. Между тем спектр современных методов селекции новых сортов растений очень широк, а среди разрешенных есть не менее рискованные и/или практически неизвестные широкой общественности подходы

Sat, 07 Apr 2018 00:00:00 +0700
ГМО и другие генетические тайны селекции растений

Знание основ астрономии

Fri, 06 Apr 2018 00:00:00 +0700
Новейшие небесные хроники

Один из первых авторов журнала «НАУКА из первых рук» академик В.

Fri, 06 Apr 2018 00:00:00 +0700
Научная мозаика академика Пармона

Многие, наверное, хоть раз задумывались о том, что такое современный человек, как он появился на свет и чем отличается, к примеру, от неандертальца или питекантропа. Настоящей сенсацией, радикально изменившей наши представления о происхождении человека и перевернувшей теорию антропогенеза, стали недавние находки ископаемых антропологических останков на Горном Алтае, палеогенетическое исследование которых открыло новую главу в истории становления человека современного типа

Thu, 05 Apr 2018 00:00:00 +0700
Происхождение человека: борьба за неандертальское наследство

Последнее время в наш лексикон помимо понятия «наука» прочно вошло понятие «лженаука». Когда мы читаем про заряженную воду, торсионные поля, влияние лунного света на рельсы (это не шутка!), клонирование человека или, скажем, о продлении жизни с помощью медитативных практик, как понять, что перед нами: правда, обман или искреннее заблуждение? Правильно оценить достоверность информации бывает затруднительно, если ты не специалист в конкретной области, но любой человек, обладающий некоторыми знаниями о предмете, может оценить инструментарий, которым пользовались ученые, и собранные ими доказательства и на основе этого сделать несложные логические умозаключения

Thu, 05 Apr 2018 00:00:00 +0700
«Ничего со слов», или Есть ли польза от йоги# а также про Периодическую систему элементов, лженауку и неуловимый предмет исследований

Когда хотя бы одна из 100 триллионов нормальных клеток организма перерождается в раковую и не уничтожается, срабатывает спусковой крючок и запускается рост опухоли. С развитием заболевания некоторые раковые клетки формируют метастазы – вторичные очаги опухолевого роста. И зачастую даже своевременное удаление первичной опухоли и послеоперационная терапия не способны вызвать ремиссию. Оказывается, первичная опухоль уже на ранних этапах своего роста способна «обучать» микроокружение в очагах развития будущих метастазов, да и сами метастазные раковые клетки «подстраивают» работу своих генов так, чтобы лучше прижиться в новом месте. Если мы будем знать, как предотвратить рост и развитие метастазов, то сможем спасти до 90

Tue, 03 Apr 2018 00:00:00 +0700
Во власти опухоли: почему метастазы так трудно остановить?

Эксперимент по доместикации лисицы, задуманный выдающимся российским генетиком-эволюционистом Д.

Mon, 02 Apr 2018 00:00:00 +0700
Отбор лучшего друга

Биологическая эволюция – это естественный процесс, который шел, идет и будет идти на Земле, пока существует жизнь. Чтобы стать победителем в эволюционной гонке, нужно выполнить основную задачу любого живого организма – передать свои гены новому поколению. И здесь немного грустной статистики: сегодня каждая пятая-шестая пара в мире сталкивается с такой проблемой, как бесплодие. И как счастливое наступление беременности является результатом усилий двух людей, так и в отношении невозможности иметь детей соблюдается гендерный паритет: в противовес классическим представлениям в половине случаев бесплодия в паре ответственность лежит на мужчине

Mon, 02 Apr 2018 00:00:00 +0700
Мужское бесплодие: Кто виноват, и Что делать?

Время напрямую людей не убивает, старение – это биологический процесс. Есть группа заболеваний, которые называют возраст-ассоциированными, или старческими. Основным фактором риска их развития является возраст, и они составляют значительную долю среди причин смертности. Это инсульты, инфаркты, онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера, диабет 2-го типа... Именно эти болезни убивают нас. Ученые, работающие в области биологии старения, ищут, что их объединяет, единый механизм, если, конечно, он существует

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
Лекарства от старения, и Где они обитают

Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2017

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
Открытие молекулярных механизмов работы циркадного ритма

Нобелевскую премию по физике в 2017

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
Нобелевская премия по физике за «великую работу»

Нобелевскую премию по химии в 2017

Разработка криоэлектронной микроскопии

Статья посвящена великому русскому ученому, выдающемуся химику Владимиру Николаевичу Ипатьеву, основателю науки и практики гетерогенного катализа при высоких температурах и давлениях, чье 150-летие отмечалось 21 ноября 2017 г. Это о нем в 1942 г. нобелевский лауреат по химии 1915 г. Рихард Вильштеттер сказал: «Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев». Жизненный путь В.

Жизнь одного химика

Эта публикация появилась благодаря одному из наших авторов – д.

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
За кулисами нобелевских открытий: Л.В. Радушкевич – один из первооткрывателей углеродных нанотрубок

В ИЯФ готовят конфетку СМОЛА

О настоящем и будущем термоядерной энергетики

Пир-Панджал – горная цепь западной части Малых Гималаев, протянувшаяся с востока–юга-востока на запад–северо-запад, пересекая границу штатов Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир. Взору путешественника открывается величественная картина: острые гребни, достигающие высоты 4000 м над уровнем моря, бурные ручьи и глубокие долины, поросшие кедрами, на которых разбросаны домишки, окруженные клочками полей. В июне 2017 г. в этих местах работала российско-индийская археологическая экспедиция, задача которой состояла в поиске и описании каменных коней – загадочных изваяний, затерявшихся в труднодоступных горах

Всадники, затерянные в Гималаях

Многих удивит тот факт, что типичные водные животные – гидробионты – могут жить за пределами водоема. Тем не менее на морских, озерных и речных пляжах, кажущихся на первый взгляд пустыми и безжизненными, обитают разнообразные сообщества беспозвоночных организмов. Территория между кромкой воды и берегом, увлажняемая за счет волн и капиллярной воды, называется зоной заплеска: именно здесь, в поровой воде между частицами грунта живут мелкие, особо приспособленные для таких необычных условий группы животных

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
Водные медвежата и другие обитатели байкальских пляжей

Многие народы мира имеют тысячелетнюю историю употребления дикорастущих грибов. И не только в пищу: они используют их в религиозных обрядах и для лечения заболеваний. Так, возраст самых древних скульптурных изображений грибов, обнаруженных в Центральной Америке, насчитывает более 3 тыс. лет. Судя по вышивке на ковре из хуннского могильника Ноин-Ула (конец I в до н.

Sun, 31 Dec 2017 00:00:00 +0700
Гриб Фарма: грибы против вирусов и опухолей

В новосибирском Академгородке есть много культовых мест, и одно из них – это Центральный сибирский ботанический сад СО РАН. В любую погоду здесь можно встретить прогуливающихся местных жителей. Влюбленные парочки и веселые компании студентов, велосипедисты и бегущие трусцой спортсмены, матери с бойкой малышней и чинно прогуливающиеся пожилые люди... В выходные дни в ботсад приезжают из Новосибирска и Бердска, да и гостям города, приехавшим посмотреть на столицу Сибири, обязательно советуют заглянуть сюда. Лежать летом на зеленых газонах и кормить уток в пруду, фотографироваться в золотой листве осенью, хрустеть снегом и слушать тишину зимой, вдыхать нежные ароматы и смотреть, как просыпается природа весной – эта радость доступна буквально каждому! Но есть в сибирском ботаническом саду и заповедные уголки, в которые не попадешь без экскурсовода…

Сад, рожденный вдохновением

Проблема гипердиагностики в онкологии не нова. Еще в 30—40-е гг. XX в. патологоанатомы обращали внимание на существование так называемых латентных опухолей щитовидной и предстательной желез, которые обнаруживались при вскрытии больных, умерших не от онкологического заболевания. Сейчас эта проблема приобрела новое значение в связи с развитием высокочувствительных диагностических технологий, с помощью которых стало возможным выявлять такие образования уже при жизни человека

Проблема гипердиагностики в онкологии

Академик Валентин Викторович Власов не только заместитель главного редактора, но и давний друг нашего журнала, автор и соавтор 26 публикаций в «НАУКЕ из первых рук», 16 из которых посвящены «горячим точкам» современной молекулярной биологии и медицины, от загадочного «мира РНК» до редактирования геномов и фаготерапии. Академик Власов, признанный ученый-биохимик, еще и натуралист, охотник и заядлый путешественник, не выпускающий из рук фотокамеру. Благодаря этому хобби нашим читателям удалось «воочию» познакомиться с самыми крупными отечественными медведями и реликтовыми обитателями тайги – глухарями, а также совершить вместе с автором увлекательные путешествия в «окаменевшие леса» Аризоны и камчатскую Долину смерти, увидеть пустынные «скульптуры» Юты и скальные фасады древней Петры… Новое «путешествие с объективом» академик Власов в юбилейном для него 2017 г. совершил вместе с внуком, разделяющим увлечения своего деда

Thu, 12 Oct 2017 00:00:00 +0700
Каньон Антилопы

Wed, 11 Oct 2017 00:00:00 +0700
Биотехнологии – медицине будущего

Весной 2014 г. в Москве в павильоне ВДНХ была развернута временная музейная экспозиция под названием «Россия делает сама», посвященная знаменитым отечественным ученым прошлого и настоящего, передовым технологиям, нацеленным в будущее. Один из экспонатов, рядом с которым всегда было немало посетителей, напоминал футуристическую голову инопланетянина с двумя огромными «глазами». Это – макет изделия РДС-1, первой советской атомной бомбы, взорванной на Семипалатинском полигоне в августе 1949 г.

Есть несколько вариантов расшифровки сокращения РДС: от официального «реактивный двигатель специальный» до наиболее романтического «Россия делает сама», который и дал название упомянутой выставке (Новоселов, Толстиков, 1995). Авторство последней расшифровки приписывают нескольким персонам: от заместителя главного конструктора «Арзамаса-16» К. Щелкина до руководителя атомного проекта Л. Берии. Открывший выставку министр культуры В. Мединский, остановившись у макета бомбы №

Wed, 11 Oct 2017 00:00:00 +0700
Россия Делает Сама #Новые аналоги ДНК для лечения наследственных и инфекционных болезней

Природа создала множество биологических наноустройств и наномашин, элементы которых могут быть перепрограммированы для решения задач современной биологии и медицины. Одна из областей их применения – биофармацевтика. Молекулы белка, ДНК, РНК и их комплексы успешно применяются для конструирования терапевтических препаратов и вакцин. Это основа медицины будущего, которая будет базироваться на применении интеллектуальных лекарств, избирательно действующих на инфекционные агенты или на биополимеры, определяющие функционирование клеток человека

Tue, 10 Oct 2017 00:00:00 +0700
Виросомы: старая форма, новое содержание

Кроме обычного текста ДНК, записываемого четырьмя буквами А, Г, Т и Ц, наш геном содержит множество инструкций, каким образом этот текст читать, чтобы получилось что-то осмысленное. Сейчас исследователи не только понимают механизм записи этих инструкций, но и изобретают способы их перезаписи для регуляции клеточных процессов

Mon, 09 Oct 2017 00:00:00 +0700
Как писать и переписывать партитуру ДНК

Системы репарации, если в их работе нет дефектов, устраняют практически любое повреждение ДНК. Разные белковые ансамбли специализируются на проведении «ремонта» ДНК определенного типа. Однако при лечении онкологических заболеваний ферментам репарации нужно, наоборот, затруднить работу, чтобы они не мешали уничтожению раковых клеток. Для этого ученые разрабатывают лекарства – ингибиторы ферментов репарации и репликации, и некоторые из них уже применяются в клинической практике. Например, это препараты на основе производных камптотецина, стабилизирующие связь с ДНК фермента топоизомеразы I. В норме этот фермент периодически обратимо связывается с ДНК, которая в этом связанном состоянии содержит разрыв цепи. Соединения камптотецина взаимодействуют одновременно с белком и с ДНК и не дают им «расстаться», и со временем количество «дырок» в ДНК возрастает настолько, что клетка гибнет. Но выяснилось, что стабилизацию ДНК с ферментом способен снимать еще один фермент – тирозил-ДНК-фосфодиэстераза 1, и ученые были вынуждены заняться поиском и его ингибиторов. Недавно этот поиск вошел в стадию экспериментов на животных, и результатами уже заинтересовались специалисты, занимающиеся клиническими испытаниями…

Mon, 09 Oct 2017 00:00:00 +0700
Как замедление работы жизненно важных ферментов поможет в создании лекарств от рака

Открытие функционального значения тысяч генов и молекулярных механизмов действия множества ферментов стало революционным событием в биологии, оказавшим и продолжающим оказывать огромное влияние на развитие медицины XXI в. Перед учеными и медиками открылись уникальные возможности для выяснения причин многих инфекционных и наследственных заболеваний, а также разработки эффективных методов их лечения. В свою очередь, развитие новых диагностических методов потребовало и создания новых технологий многопараметрического анализа биологических образцов, с помощью которых можно одновременно исследовать множество белковых и ДНК-маркеров различных заболеваний, функционально-значимых биологических макромолекул и их комплексов. Так появилась технология биологических микрочипов, способных, подобно микрочипам электронным, извлекать и обрабатывать огромные массивы информации из одного небольшого образца биологического материала, полученного от конкретного пациента

Mon, 09 Oct 2017 00:00:00 +0700
Биочипы – высокие технологии в медицинской диагностике

Сегодня, по данным Гарвардского центра нейроисследований, только в США около 5 млн человек страдают от болезни Альцгеймера; 1 млн – от болезни Паркинсона; 400 тыс. – от рассеянного склероза; по 30 тыс. – от бокового амиотрофического склероза (болезнь Лу Герига) и болезни Гентингтона. Эти расстройства, относящиеся к группе нейродегенеративных заболеваний, плохо изучены, и для них отсутствуют эффективные способы лечения. Решить эту проблему может помочь инструмент редактирования генов – система CRISPR/Cas9, которая на сегодняшний день активно и успешно применяется в биологии и медицине

CRISPR/Cas против болезни Гентингтона

В развитых странах онкологические заболевания являются второй причиной смертности после сердечно-сосудистых, но, судя по всему, скоро они станут лидерами. Это связано с тем, что причины сердечно-сосудистых патологий в основном выявлены, и со многими из них научились эффективно бороться. С онкозаболеваниями все гораздо сложнее: молекулярно-генетических и экологических причин их возникновения немало, профилактика возможна не всегда, а для целого ряда опухолей методов лечения либо не существует, либо они малоэффективны. Идея использовать против опухолей вирусы кажется на первый взгляд странной, ведь слово «вирус» само по себе ассоциируется с болезнью. Но при ближайшем рассмотрении эта идея оказывается многообещающей, если заставить болеть только раковые клетки

Sun, 08 Oct 2017 00:00:00 +0700
Как вирусы помогут вылечить рак

Управлять стрессом и восполнять запасы энергии в организме с помощью смартфона – такое стало возможно с появлением мобильного приложения Welltory. Этот плод продвинутых методов медицинской диагностики и IT-технологий сегодня собирает и анализирует данные о состоянии организма и предлагает конкретному пользователю стратегию и тактику поддержания здоровья, а скоро научится и оценивать риск развития заболеваний

Мобильный аналитик здоровья Welltory – всегда под рукой

Когда в 2006 г. японским ученым удалось повернуть программу развития клеток вспять и вернуть зрелые клетки взрослого организма в «детство», это стало одним из наиболее важных достижений биологической науки последних десятилетий. Автор технологии генетического репрограммирования клеток С. Яманака получил в 2012 г. Нобелевскую премию, а в мире биологии началась новая эра. Технология производства ИПСК (индуцированных плюрипотентных стволовых клеток) позволила на принципиально новом уровне создавать модели заболеваний, проводить скрининг лекарственных средств. Ближайшей перспективой является создание новых средств терапии: после коррекции методами геномного редактирования патологии в ИПСК «исправленные» клетки будут пересаживаться больному человеку. Каковы шансы на успех у этих работ? И какова роль российских ученых в реализации этого амбициозного проекта?

Клеточная экзотика в России

Наследственность – это своего рода фатализм нашего времени. Расшифровка последовательности ДНК сродни предсказанию судьбы человека. Нам говорят, что гены определяют все: от цвета глаз до склонности к девиантному поведению. Добавьте к этому болезни, передающиеся по наследству, и мутации, связанные с риском развития таких болезней, как рак. Но можно ли пойти наперекор зловещему року и изменить судьбу, записанную на «скрижалях» ДНК? Да, это возможно, и если не сегодня, то в недалеком будущем. Генетическая инженерия занимается этими проблемами уже несколько десятков лет, однако в последние годы вокруг редактирования геномов возник особый ажиотаж. Что же изменилось? Ответ на этот вопрос – аббревиатура CRISPR/Cas

Sat, 07 Oct 2017 00:00:00 +0700
Что на роду написано, того не миновать? # Редактирование генома в терапии наследственных заболеваний

Давно известно, что клетки «общаются» друг с другом посредством сигнальных молекул, которые они выделяют в межклеточную жидкость. Но открытия последних лет радикально изменили взгляды на механизмы этого взаимодействия. Выяснилось, что, помимо сигнальных молекул, клетки секретируют везикулярные (пузырьковые) структуры, которые могут перемещаться по организму и избирательно проникать в другие клетки, доставляя в них белки и нуклеиновые кислоты и таким образом влияя на их жизнедеятельность

Экзосомы – межклеточная почта

Герой древнегреческих мифов Ахилл был неуязвим, потому что его мать, богиня Фетида, окунула его после рождения в воды Стикса, реки в царстве мертвых. Она держала будущего воина за пятку, которая осталась его единственным незащищенным местом – именно туда и попала сразившая героя стрела, направленная богом Аполлоном. Эта история является своего рода метафорой для описания одного из самых многообещающих направлений в современной медицине. Сегодня мы можем создавать все новые и новые лекарства, поражающие, к примеру, раковые клетки, но проблема состоит не в том, чтобы создать то или иное соединение: главное, чтобы оно не затронуло весь организм, здоровые органы и ткани, позволив больному пережить само лечение. И эта задача уводит нас в область молекулярной физиологии – к созданию средств, способных прицельно вести поиск ахиллесовой пяты заболевания и избирательно на нее воздействовать

Fri, 06 Oct 2017 00:00:00 +0700
«Самонаводящееся» лекарство, или Молекулярный наноконструктор для тераностики

Человечество значительно продвинулось в лечении онкологических заболеваний, разработаны и применяются так называемые «таргетные препараты», прицельно повреждающие только клетки, несущие определенные генетические маркеры. Чтобы правильно применять подобные лекарства, нужно проводить молекулярную диагностику генетических изменений в опухоли. В такой диагностике особенно нуждаются не больные с первичной опухолью, а пациенты с метастазами и рецидивами: опухоль со временем «эволюционирует», приобретая устойчивость или чувствительность к тому или иному виду терапии. В России биомедицинским холдингом «Атлас» недавно был создан тест Solo для оценки молекулярного профиля опухоли в рамках «точной онкологии», позволяющий оценить потенциальную эффективность более 50 противораковых препаратов

Fri, 06 Oct 2017 00:00:00 +0700
«Точная» онкология против «слабых мест» опухоли

Распространенное мнение о том, что «стресс у человека в голове» и достаточно просто расслабиться, чтобы он сам собой исчез, неверно. На самом деле стресс существует объективно, у него есть физические носители – это множество молекул, активность и количество которых может возрастать во время стресса. К счастью, есть и антистрессовые молекулы. С точки зрения ученого, самое ужасное, что можно сказать про стресс – это то, что у нас пока нет никакого объективного способа его измерить. Измерять количество каждой стресс-молекулы по отдельности нет смысла, потому что у разных людей или в разных случаях может быть, например, большой стресс по молекуле А и маленький по молекуле Б. Нужен какой-то интегральный показатель. А измерять стресс нужно, чтобы мы, наконец, научились понимать, что же происходит с нашим организмом, когда мы переживаем те или иные события

Как измерить стресс и для чего это нужно

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
"На какое из писем человек скорее ответит? В каком ему проще разобраться? Какое лучше побуждает к действию? Текст может показаться не самой важной частью нашей жизни - особенно если вы не профессиональный писатель. Но от того, как мы формулируем мысли на письме, зависит очень многое: понимают нас или нет, прислушиваются ли к нам, делают ли другие то, что нам нужно, и что они о нас думают. Мы формулируем свои мысли в письмах, объявлениях, статьях, презентациях, и везде о нас судят по тексту."

Авторы на конкретных примерах показывают, что такое хорошо и что такое плохо в информационных, рекламных, журналистских и публицистических текстах. Как писать письма, на которые будут отвечать, и рассылки, от которых не будут отписываться. Как создавать действенные и не вульгарные рекламные объявления. Как излагать мысли кратко, ясно и убедительно: без языкового мусора, фальши и штампов. Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов и редакторов, а также дизайнеров, программистов, менеджеров, предпринимателей, руководителей, служащих и всех, кто использует текст в работе.

• Создавать легко читаемые, интересные, емкие и краткие тексты - мечта каждого копирайтера и журналиста, а умение вести внятную деловую переписку - мечта любого работника, будь он крутой бизнесмен или обычный служащий. Книга "Пиши, сокращай", написанная основателями GLVRD.RU поможет вам осуществить мечты и научиться писать отличные тексты, которые будут читать с удовольствием;
• вы узнаете десять основных правил создания сильного текста и научитесь применять их на практике;
• Авторы подкрепляют свои тезисы и утверждения советами, примерами и иллюстрациями и интересной историей-комиксом, благодаря чему обширный и интересный материал легко усваивается и закрепляется в памяти.

Для широкой аудитории.

Кто авторы
Максим Ильяхов - редактор, основатель сервиса проверки текста "Главред". Автор "Рассылки Главреда" - самой популярной рассылки о тексте и редактуре в России. В июле 2016 года на рассылку подписаны 35 тысяч человек. Ректор Школы редакторов Дизайн-бюро Артема Горбу-нова, автор курса "Информационный стиль и редактура текста". Автор четырехсот статей о редактуре, рекламе, контент-маркетинге, работе редактора и отношениях с клиентом. Главный редактор "Тиньков-журнала", ранее - рассылки "Мегаплана". Автор учебника редактуры для издателя профессиональной периодики "Актион-медиа". Лингвист, выпускник МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат педагогических наук.

Людмила Сарычева - редактор, соавтор "Рассылки Главреда" и "Продвинутого курса Главреда". Главный редактор "Модульбанка": разработала редполитику и инструкции для составления писем, смс, новостей и интерфейса. Запустила сайт для предпринимателей "Дело". Автор блога о редактуре и работе редактора, статей о финансовой грамотности. Ранее - редактор рассылки "Мегаплана".

Ключевые слова
Текст, GLVRD.RU, Главред, Максим Ильяхов, Людмила Сарычева, София Берлина, копирайтерство, деловая переписка, рекламные тексты, публицистика.

Петр Авен Время Березовского
Время Березовского
Для очень многих людей символом 90-х была фигура Бориса Абрамовича Березовского. Почему именно он воплотил в себе важные черты своего времени - времени становления второго российского капитализма? Этот вопрос автор книги, Петр Авен, обсуждает с двумя десятками людей, хорошо знавших Березовского в разные периоды его жизни. Среди собеседников автора - Валентин Юмашев и Александр Волошин, Михаил Фридман и Анатолий Чубайс, Сергей Доренко и Владимир Познер.

Ноябрь/декабрь-2017 - премьера документального веб-сериала "Березовский"(автор сценария и режиссер - Андрей Лошак, продюсеры - Алексей Голубовский, Евгений Гиндилис, Сергей Карпов)

Об авторе:
Петр Авен (род. 1955) - российский государственный деятель, предприниматель. Выпускник МГУ, кандидата экономических наук.
В 1991-1992 годах - замминистра иностранных дел РСФСР, затем председатель Комитета внешнеэкономических связей РСФСР - первый заместитель министра иностранных дел РСФСР, министр внешних экономических связей РФ в правительстве Гайдара и представитель президента Ельцина по связям с G7.
С 1994 по 2011 год был президентом Альфа-Банка, а с июня 2011-го - председатель совета директоров Банковской группы Альфа-Банк; председателем совета директоров ОАО "АльфаСтрахование".
В  2008 году Петр и Елена Авен создали благотворительный фонд "Поколение". Меценат, член совета попечителей Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.