Новости космоса Elementy.ru

24 Jun 2019 08:16:00 +0300
«Спектр-РГ» и новейшая космология

Сегодня, 13 июля, в 15:31 по московскому времени состоялся долгожданный запуск космической обсерватории «Спектр-РГ». С помощью двух дополняющих друг друга рентгеновских телескопов — немецкого eROSITA и российского ART-XC — за четыре года работы обсерватории будет составлен детальный обзора неба в рентгеновском диапазоне. Он должен ущественно уточнить наше понимание строения и эволюции крупномасштабной структуры Вселенной.

13 Jun 2019 23:30:00 +0300
Результаты проекта Galaxy Zoo заставляют пересмотреть теорию образования спиральных рукавов галактик

Предложенная Э. Хабблом еще в 1926 году классификация галактик по внешнему виду, хоть и подверглась уточнениям, является общепринятой по сей день. Однако новое исследование, использовавшее результаты проекта Galaxy Zoo, участники которого проанализировали тысячи галактик, выявило новые зависимости между размером балджа галактики и формой ее спиралей. Из-за этого надо пересматривать и классификацию, и теории формирования рукавов в спиральных галактиках.

29 May 2019 20:15:00 +0300
На поверхности Луны обнаружен материал ее мантии

Данные с нескольких лунных орбитальных станций уже некоторое время назад показывали наличие предположительно мантийных минералов в некоторых кратерах, но установить, действительно ли это вещество лунной мантии, не удавалось. Китайские ученые, обработав материалы, собранные луноходом «Юйту-2» в кратере Фон-Карман, установила, что там в реголите много низкокальциевого пироксена и оливина. Это подтверждает гипотезу о том, что некоторые из кратеров являются «окнами» в лунную мантию.

24 May 2019 23:29:00 +0300
Ави Лёб рассказывает об астрофизике настоящего и будущего

В последнее время астрономия и астрофизика развиваются очень быстрыми темпами. Один только апрель этого года подарил сразу несколько ярких открытий — достаточно назвать получение первой «фотографии» черной дыры в галактике M87. Об этих результатах и о том, как будет развиваться астрономия в обозримом будущем, Алексей Левин побеседовал с одним из самых авторитетных американских астрофизиков Абрахамом Лёбом.

16 May 2019 18:08:00 +0300
Тяжелые элементы попали в Солнечную систему из слившихся за 80 млн лет до ее образования нейтронных звезд

Долгое время считалось, что основной механизм синтеза тяжелых химических элементов — вспышки сверхновых. Но в начале мая в журнале Nature вышли две статьи, в которых описано моделирование двух альтернативных процессов, в ходе которых может идти r-процесс синтеза тяжелых элементов: слияние нейтронных звезд и гравитационный коллапс массивной звезды. Оба результата хорошо согласуются с определенными наблюдательными данными, так что до полной ясности в вопросе формирования тяжелых элементов еще далеко.

10 May 2019 16:42:00 +0300
Луна могла сформироваться из выплеснувшейся на орбиту земной магмы

Главная проблема самой распространенной гипотезы формирования Луны, согласно которой Луна образовалась в результате столкновения с Землей другого небесного тела размером с Марс, — сильное сходство изотопных составов пород Земли и ее спутника. В рамках построенной японскими учеными модели, основанной на предположении о том, что в момент столкновения поверхность Земли была не твердой, а покрытой океаном магмы, эта проблема снимается.

22 Apr 2019 06:26:00 +0300
Метеорные потоки стимулируют круговорот воды на Луне

Исторически лунная поверхность считалась безводной: хотя вокруг Луны и есть газовая оболочка, она настолько разрежена, что не может удерживать воду. Современные данные, однако, указывают не только на присутствие воды в лунном грунте, но и на наличие круговорота воды между лунной поверхностью и атмосферой. Благодаря измерениям, проведенным аппаратом LADEE во время прохождения Луны через метеорные потоки, удалось построить количественную модель водного цикла.

17 Apr 2019 07:27:00 +0300
Гидрид гелия — первая молекула во Вселенной — образуется в космосе и сейчас

Астрофизики из Германии и США обнаружили в космосе спектральную подпись ионизированных молекул гидрида гелия, которые на заре существования Вселенной положили начало космической химии. Это вещество было экспериментально открыто еще 1925 году, но его наличие в космическом пространстве удалось подтвердить только сейчас: молекулы гидрида гелия были обнаружены в молодой планетарной туманности NGC 7027.

14 Apr 2019 00:45:00 +0300
УФ-излучение не снижает жизнепригодность экзопланет в системах красных карликов

С тех пор как стало известно, что вокруг многих звезд, в том числе и красных карликов, вращаются планеты, не утихают споры о том, может ли там существовать жизнь. У красных карликов зона обитаемости маленькая и находится очень близко к звезде, из-за чего уровень радиации на потенциально обитаемой экзопланете должен быть очень высоким. Проведенное учеными из США моделирование показало, что интенсивность УФ-излучения на таких планетах все равно ниже, чем она была на Земле в архее, жизнь только зарождалась.

Черная дыра галактики M87: портрет в интерьере

В серии статей, опубликованных сотрудниками коллаборации Event Horizon Telescope, продемонстрирован первый «портрет» сверхмассивной черной дыры, располагающейся в центре относительно недалекой эллиптической галактики М87, а также подробно описано, как это изображение было получено. Хотя эту работу нельзя назвать грандиозным прорывом, она еще раз подтверждает, что наши представления об устройстве Вселенной неплохо согласуются с реальностью.