Новости геологии Elementy.ru

11 Jun 2019 18:17:00 +0300
На поверхности Луны обнаружен материал ее мантии

Данные с нескольких лунных орбитальных станций уже некоторое время назад показывали наличие предположительно мантийных минералов в некоторых кратерах, но установить, действительно ли это вещество лунной мантии, не удавалось. Китайские ученые, обработав материалы, собранные луноходом «Юйту-2» в кратере Фон-Карман, установила, что там в реголите много низкокальциевого пироксена и оливина. Это подтверждает гипотезу о том, что некоторые из кратеров являются «окнами» в лунную мантию.

31 May 2019 23:44:00 +0300
Изменчивость изотопного состава глубоководных кернов говорит о неоднородности верхней мантии

Геологи традиционно исходят из того, что верхняя мантия более или менее однородна, так как базальтовая лава, которая извергается на дне океана, химически практически одинакова по всей планете. Однако новое исследование, основанное на изучении изотопов стронция и неодима в минералах магматических пород мантийного происхождения, образующихся в зонах срединно-океанических хребтов, показало, что эти породы формировались из весьма неоднородной мантийной магмы.

16 May 2019 18:08:00 +0300
Пхоханское землетрясение 2017 года заставило пересмотреть подходы к оценке рисков геотермальной энергетики

Для увеличения проницаемости пород и эффективности теплообмена при эксплуатации геотермальных электростанций воду закачивают на глубину под давлением. Это существенно повышает риск землетрясений, но раньше считалось, что можно избежать неприятностей, отслеживая мощность толчков. Пхоханское землетрясение 2017 года показало, что этого недостаточно и необходимо также анализировать положение гипоцентров.

06 May 2019 20:59:00 +0300
Луна могла сформироваться из выплеснувшейся на орбиту земной магмы

Главная проблема самой распространенной гипотезы формирования Луны, согласно которой Луна образовалась в результате столкновения с Землей другого небесного тела размером с Марс, — сильное сходство изотопных составов пород Земли и ее спутника. В рамках построенной японскими учеными модели, основанной на предположении о том, что в момент столкновения поверхность Земли была не твердой, а покрытой океаном магмы, эта проблема снимается.

30 Apr 2019 17:52:00 +0300
Сульфидные включения в алмазах свидетельствуют о том, что субдукция началась еще в архее

Один из главных вопросов наук о Земле: когда начались тектонические процессы и, в частности, субдукция? Первые блоки континентальной коры возникли на Земле еще в архее, а достоверные признаки субдукции известны с раннего протерозоя. Недавнее исследование изотопного состава серы в сульфидных включениях алмазов показало, что атмосферная сера начала попадать в мантию около 3 млрд лет назад. Это указывает на то, что процессы субдукции шли еще в среднем архее.

24 Apr 2019 19:54:00 +0300
Подтверждается магматическое происхождение железных руд типа Кируна

Дискуссия о том, как образовались железные руды типа Кируна, продолжается уже полтора столетия, и пожалуй, высказаны уже все возможные гипотезы происхождения этих гигантских по запасам залежей апатит-магнетитовых руд, которые и сегодня обеспечивает более 90% производства железа в Европе. Недавнее исследование изотопного состава железа и кислорода магнетита из таких руд вносит определенность в один из самых спорных вопросов рудной геологии, подтверждая магматическую версию их происхождения.

12 Apr 2019 06:08:00 +0300
Графит в архейских железистых кварцитах вероятно имеет биогенное происхождение

Древнейшие из известных полосчатых железистых кварцитов — одни из самых древних осадочных пород на Земле. Основная гипотеза их происхождения — биогенная: обогащенные оксидом железа слои кварцитов могли быть результатом жизнедеятельности цианобактерий. В новом исследовании предложены новые критерии проверки этой гипотезы, согласно которым графит в кварцитах образовался как при метаморфизме осадочных пород, предположительно содержавших органику, так и при более поздних процессах.

03 Apr 2019 05:42:00 +0300
Анизотропия нижней мантии Земли объясняется субдукцией литосферных плит

Современные сейсмические методы позволяют обнаружить границы между внутренними оболочками Земли, и фиксировать неоднородности в них — по крайней мере в пределах верхней мантии. Новая глобальная модель распространения сейсмических S-волн, учитывающая их поляризацию, показала, что следы субдуцирующих литосферных плит обнаруживаются ниже границы верхней и нижней мантии и что с ними связана анизотропия плотности и температуры вещества нижней мантии.

26 Mar 2019 09:43:00 +0300
Потепление в Арктике может привести к засухе в средних широтах

Фиксируемый в последние десятилетия рост средней температуры климатической системы Земли происходит неравномерно: в Арктике это происходит в два раза быстрее, чем на остальной планете. Как это скажется на климате в других регионах? Моделирование климатических условий раннего и среднего голоцена дает возможный ответ: аналогичное потепление в Арктике 11–8 тыс. лет назад создало предпосылки для засухи в средних широтах.

В Чили нашли аргументы в пользу импактной версии похолодания в позднем дриасе

Около 12 800 лет назад, в позднем дриасе, климат вдруг резко вернулся в ледниковую фазу. Одно из возможных объяснений — столкновение Земли с небольшим астероидом или кометой, что подтверждается находками во многих местах Северного полушария тонкой прослойки с аномальной концентрацией платины и иридия, наличием металлических сферолитов и включений наноалмазов. Теперь аналогичные отложения того же возраста нашли и в Южном полушарии.